Займ Honey Money
Магазин почтой: DVD; CD; Мультимедиа | Новинки в магазине: "Россия, которую мы любим"
Русская неделя
ХРИСТИАНСТВО ЛИТЕРАТУРА ОБЩЕСТВО КУЛЬТУРА ФИЛОСОФИЯ КИНО
МУЗЫКА ПАЛОМНИЧЕСТВО ИСТОРИЯ ПОЛИТИКА ЗДОРОВЬЕ МАГАЗИН
ПОИСК:  E-MAIL РАССЫЛКА: 
  Статьи прошлой недели в
формате RSS
АВТОРЫ  |  КАРТА САЙТА
М.Ю. Бакулин:

Из Ярославля с любовью

1.

Приехал я 11 числа в Москву, чтобы оттуда отправиться со всей честной делегацией в Ярославль на 12 фестиваль «Радонеж», коего второй год генеральными спонсорами мы и являемся. Заявлено около 170 фильмов 150 теле и кино-компаний. Встречаемся в Фонде славянской письменности и культуры. Пока дожидаюсь всех, рассматриваю объявления. Место весьма черносотенное: музей Талькова, маечки с двуглавыми орлами и танками, объявления о певце русской словесности Рубцове и проч. Все проникнуто ностальгией по «ушедшей Святой Руси», антиисторично, но патриотично.

Сели в двухэтажный автобус, поехали в Ярославль, по дороге – смотрели фильмы, беседовали. Вечером – в Толгском монастыре, люди размещаются в паломническом корпусе, большая часть – телевизионщики, дамы забыли свои несуществующие юбки дома, у мужчин главный вопрос – где курить?

На вечерней трапезе все крутят головами: молиться перед едой – это монастырский прикол, надо на него реагировать толерантно. После ужина выясняется, что председатель фестиваля захватил с собой молодого практикующего мусульманина, который для разнообразия снимает фильмы и про православных. Видимо, приехал по обмену опытом. Толерантность председателя дорого ему обошлась. Вечером паренек-мусульманин по-доброму так спрашивает у одной из монахинь, где здесь коврик расстелить, чтобы намаз совершить? Монахиня в трепете бежит с докладом к настоятельнице – матушке Варваре, та не долго думая, докладывает в густых красках правящему архиерею. Тот приказывает мусульманина эвакуировать из святой обители, потому как в чужой монастырь со своим уставом… Присылают высоченного батюшку отца Алексия, который как на гнедом коне, подъезжает к монастырю на своей красной жиге, при этом, вынув свое могучее существо из авто, он распрямляется всем своим богатырским телом, а машинка, как скинутая кольчуга, начинает стекать- катиться под уклончик.

Я ему:

- Батюшка, на ручник поставьте!

Он безучастно машет рукой:

- Далеко не уедет.

А практикующий мусульманин не только коврик расстелил, но уже и из ботинок своих вылез, как раз на лестничной площадке паломнического корпуса.

Мы ему говорим:

- Пакуйся, родимый. Будем тебя увозить отсюда. Нет, чтобы тихо под одеялом с Аллахом поговорил, к чему все эти навороты?

Он свернул коврик, обулся и послушно пошел за своим рюкзаком. Отец Алексий стоял над ним как гора:

- Все, родной, к ментам поедем!

Бедный паренек совсем струхнул. Но батюшка его приободрил:

- Да не бойся ты! В гостиницу милицейскую поедем ночевать!

Помолившись, телепаломники отошли ко сну.

2.

На следующий день обошли весь монастырь, приложились ко всем святынькам, помолились. С радостью обнаружил часть мощей преподобного Иосифа Исихаста, весьма чтимого мною святого. Как раз перед отъездом хотели заказать икону преподобного Иосифа, да не просто икону, а икону – мощевик, потому что у моего друга Ивана Росы, для которого преподобный является заочным духовником, очень родным по духу святым, есть частица мощей этого праведника. Тогда нам духовник сказал, что пока икону писать рано, так как нет еще общецерковного прославления в России. А здесь, в Толге, так все просто: мощевик – и на нем надпись – «преподобный Иосиф Исихаст».

Потом жюри сидело в весьма холодном ДК ярославских строителей электропоездов и смотрело фильмы. За эти дни в общей сложности поглядел я около 50 фильмов. Срез работы киношников и телевизионщиков за этот год. Много проходного: девочки со свечками, благообразная чушь и благие намерения. Но были и шедевры.

Единственный фильм, который не вызвал никаких дискуссий был «Две жизни Ясобуро Хачия» (автор и режиссер Алексей Погребной). Этот фильм можно назвать послезавтрашним днем православного кино в России. Документальный фильм о японце, волею судеб оказавшемся в России, перенесшем 10 лет лагерей и вернувшимся на родину, на самом деле оказывается памятником Русской Женщине, той, с кем он прожил в России 30 лет. Она разыскала родню «Якова Ивановича», как она звала Ясобуро, его потерянную в 30-е годы жену и отдала его (а какая женщина отдаст своего мужа?) – только, чтобы ему было хорошо. В фильме нет ни слова о Христе, мы только видим как она отправляет мужу в Японию пасхальные куличи, но в этом фильме показаны Любовь, Самоотречение, Верность.

Мне очень понравился двухсерийное начало сериала «Томский благовест», режиссеры – супруги Марк и Ирина Минины. Фильм сделан по очень крепкому, историческому сценарию, рассказывающему о становлении Православия в древнем томском крае. Сделано все без слащавости и патоки. В прошлом году мы видели постановочные фильмы украинских студий, где стерта грань между чудесами и спецэффектами. Так вот, томичам удивительно удалось этого избежать, их рассказ интересен и сердечен. К тому же фильм ведут трое ведущих – совсем разные, самые «народные» и скабрезные истории рассказывает актер-дед у самовара. Хороши и постановочные моменты и мультипликация и вообще сам душевный фон фильма. Ирина Минина на награждении сказала, что у них – два сына, одному двадцать лет, а другой – маленький. Они хотели делать фильм, который был бы интересен и тому и другому, и уж тем боле взрослым. Это им удалось Много споров вызывали фильмы студии «Фишка-фильм». Особенно - «Космос и хаос Алексея Лосева» (реж. Ирина Васильева). Фильм визуально построен на хронике, а текст нарезан из дневниковых воспоминаний Алексея Федоровича. Весь фильм ищет лосевского понимания любви, и потому говорит о юношеских влюбленностях, об эротических размышлениях, о женитьбе, о ссылках, о философских поисках великого Лосева. Но получается все это как-то скабрезно. В качестве искусителя главного героя дан голос актера Филиппенко, который ассоциируется со всей советской властью, изображенной в фильме качающимся на стуле Берией.

Но стоп, значит смысл фильма прост – вот, смотрите, было ужасное время, плохие обижали хороших, а хорошие еще и тайно монахами становились. Но ведь все это не так. Это так, если порезать дневники Лосева на очень узкие полосочки. Его дневники, в первую очередь – очень смешны, веселы. Они куда как смешнее Довлатова, воспевающего абсурдность бытия без Бога. Для Лосева Бог есть, и потому его смех просвечивает вечные смыслы через кажущийся внешний абсурд. И поэтому, пройдя мимо этого, фильм получился прямолинейным и потому чернушным, более того - мракобесный. И этим вообще страдает современная православная документалистика. Христос – радость. Так вы и покажите эту радость. Единственный старый фильм, где был снят еще живой Лосев, он поет какую-то веселую швабскую песню, весело стуча кулаками по столу. Да что там говорить, он женщинам плакать запрещал, считая это неуместным в радости бытия.



Такие же вопросы вызвал фильм «Видения на Неве» (к.с. «Отечество») по дневникам Достоевского и св. прав. Иоанна Кронштадтского. Визуально поработали с архивными фотографиями, вписав их в реальные интерьеры, добавили игрового начала. Но все тот же мрачняк: два пророка предрекают гибель великого государства, которое на самом деле - колос на глиняных ногах. Выбраны самые патетические обобщения, самые ядовые высказывания. Все это похоже на тот томик Ницше, которые после его смерти выпустила его сестра, систематизировав цитаты по какому-то ей одному ведомому принципу, а, они, эти цитаты, в свое время были подхвачены нацистами. С бабами всегда так.

Вот и здесь тоже: ужасные годы, все будет плохо, они двое это понимают, остальные бараны катятся в бездну. А где же радость Христовой Веры? Где, я вас спрашиваю, радостное исповедничество? Где понимание того, что все эти годы «очевидно понимаемые как самые страшные» - это СЛАВА христианства. И пророчествовать об этой славе, то же самое, что говорить: «завтра будет день».

Все это на уровне дебильных общих мест: «свобода, равенство, братство» - кто свободен по-настоящему? Разве Господь сделал всех равными? Где истинное жертвенное братство во времена господства?

Это то же, что выкрикивать глупости: «любовь всегда приятна», или «страдание – это всегда плохо». Охо-хо!

Действительно, Христова премудрость – тайная от мира сего и его некоторых кинематографистов. Гибше надо быть, гибше.

Ну да ладно. В общем, пересмотрели мы 50 с лишним фильмов основной программы. Определились с номинантами и стали дожидаться еще членов жюри из Москвы – трех дам. Дамы эти в Ярославль приехали поздно вечером в предпоследний день, и тут началось самое веселое. Дамы эти в командном порядке объяснили нам, кого они желают видеть в номинантах и объяснили почему. Их с номинантами связывает долгая и крепкая дружба, и обойти вниманием кого-то – значит нарушить корпоративную этику. Естественно, что их список весьма разнился с нашим, точнее совсем не совпадал, за исключением фильма про японца.

Нависла неловкая тишина. В тишине этой один из членов жюри – батюшка тихо переметнулся на сторону новоприбывших, чтобы «сохранить мир». Стали отсматривать спорные фильмы, тишина без обсуждения становилась все более зловещей. Закончилась она моей истерикой. Выпучив глаза, я орал всякие немыслимые оскорбления в адрес прибывших дам, и тут же сотни раз извинялся. Я, подобно раненному зверьку верещал что-то про барыг и искусствоведов, нес всякую благочестивую чушь про то, что Христос – это радость, а не мракобесие, и тому подобное. Остановил меня «миролюбивый» батюшка. Он объявил, что «все вот сейчас были единодушны», а я вот «не в духе», и мне «нужно извиниться и замолчать, чтобы сохранить мир». Но мир, к сожалению, был уж нарушен до конца. Тетки обиделись, я заискивающе просил и снова просил прощения. Но выход куда-то пропал.

К полуночи при моем полном молчании жюри решило служить молебен (!) и тянуть жребий. Как на выборах Патриарха. Секретарша, слабая на нервы, безутешно рыдала. Батюшка крестил бумажки, на которые написали названия фильмов. Шесть было «наших», шесть «дамских» и одна с фильмом про японца. Безумие! И это цивилизованные православные, которые единомыслие исповедуют! До жребия дошли! Ужас! Помолившись, батюшка стал доставать билеты, но прежде этого посмотрел на меня уничижающе и сказал: «Есть Бог на свете, есть». Мол, не беспокойся. После моей истерики и обвинений, а потом долгих извинений, я сник, чувствовал себя подонком и ждал звука небес, громыхающих о моем ничтожестве. Каково же было мое удивление, когда батюшка достал первые пять фильмов точно по моему списку (причем именно в том порядке, как я расставил по местам), потом назвал фильм про Лосева и фильм про японца, который тоже был в моем списке. Дамы хранили гробовое молчание. Я стал не просто подонком, я стал подонком со связями в небесной канцелярии, на веках их было написано: «в мире сем везет злодеям», глаза их на меня уж не смотрели.

3.

За пару часов до награждения состоялся круглый стол, на котором мы искренне поблагодарили создателей тех фильмов, которые нам особенно понравились. Как это не поразительно, но все разговоры завертелись опять вокруг пресловутого профессонализма.

Причем говорили об этом представители самых маленьких и самодеятельных компаний. При чем тут профессионализм? Ты смоги Бога по телевизору показать через человека или через ситуацию, а если не можешь, то будь ты сто раз профессионал, а все равно останешься медью звенящей и кимвалом гремящим. Но люди-то были в основном на фестивале не просто хорошие, а лучшайшие. Если ИХ фильмы показывать по всем телеканалам хотя бы неделю, Россия стала бы другой страной. Дон-кихоты-подвижники в лучшем смысле слова.

Награждение проходило в старейшем театре России – театре Волкова. И здесь мы снова столкнулись с небесной иронией: организаторы так все устроили, что призы вручали те люди и тем фильмам, против которых они усердно боролись. Поэтому поздравления были с кислыми минами. Мне одному было хорошо. У меня в кармане лежал мятый пакет с сотней тысяч рублей. Это был приз от «Русской недели». Предполагалось дать его о. Тихону (Шевкунову) за его шедевр про Псково-Печерскую обитель, который и так получил гран-при. Но я подумал, что у о. Тихона и так денег есть, и мы вручили приз режиссеру Наталье Сергеевой за фильм «Рождество», он был снят по сценарию Татьяны Фоменко, которая уже во время съемок была очень больна раком. Но даже ужасные боли не помешали ей сделать сценарий, полный любви и радости Христовой. 2 февраля этого года она скончалась. Остались двое детей. Вот им-то я и решил отдать деньги. Вышел, мятенький такой, достал пакет с бабками и передал Наталье. Почему-то этот пакет произвел на творческую интеллигенцию больший эффект, чем все остальные призы (русский человек любит конкретику): Александр Богатырев сказал «Я думал ты парень хороший, а ты – при грошах», некоторые предложили снять для меня фильмы про что угодно.

После был банкет у губернатора, там мы вручали еще подарки, потом поехали ночевать в Толгу. Познакомился с чудеснейшей Валентиной Матвеевой, которая 15 лет снимала фильмы про митрополита Сурожского Антония. Рассказывает, что когда Владыку спрашивали, чем лечить бесноватого человека он всегда отвечал, что только электрическим стулом, бесы электричества боятся, сразу выскакивают. Кинофестиваль стал этим электрическим током, который выяснил нашу полную и полу-проводимость. Несколько дней внутри святынь, в окружении талантливых людей, да еще и верующих – это ли не счастье?



Навигатор по Православному Интернету 

наверх | обсудить статью на форуме

ВСЕ СТАТЬИ АВТОРА



Дорогие друзья! На нашем сайте введена премодерация.
Ваш отзыв будет опубликован после просмотра редактором.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов
Имя*:

Город:

E-mail:



Комментарий:

10.12.2007 - Дмитрий ()
Спаси, Господи. Очень хорошая статья. Особенно усмешил автор про Лосева и про самого себя. Всё правильно - Христос говорил: "радуйте-ся и веселите-ся". Вот уж точно развеселил.

22.02.2008 - Феодор ()
Хочется напомнить автору статьи: "Кесарю - кесарево". Что плохого в том, что духовные фильмы будут ПРОФЕССИОНАЛЬНЫ? Надеюсь, что автор статьи никому не посоветует сесть в автомобиль в котором водитель не имеет водительских прав или обратиться к какому-нибудь новоявленому "целителю", а не к Доктору - профессионалу. Спаси тебя Господи!

 

НОВОСТНАЯ
ЛИНИЯ


06.11.2008
Фестиваль военно-патриотической песни «Димитриевская суббота» подвел итоги


04.11.2008
Первая Божественная литургия в храме Димитрия Солунского


03.11.2008
Православные психологи и юристы ответят на ваши вопросы


30.10.2008
Уроки для родителей


28.10.2008
В Тюмени педагоги обменяются опытом


01.10.2008
Последний российский император Николай II и члены его семьи реабилитированы


23.09.2008
В Московском Патриархате выступают за создание федерального православного телеканала


18.09.2008
Настоятель московских храмов открыл интернет-страницу "Неформал"


17.09.2008
Святейший Патриарх Алексий выразил соболезнования в связи с авиакатастрофой под Пермью


ВСЕ НОВОСТИ




ФОРУМЫ:


20 САМЫХ ЧИТАЕМЫХ СТАТЕЙ МЕСЯЦА

ДРУЗЬЯ


Русский Дом

Мгарский монастырь. Журнал Мгарский колокол
Интернет-провайдер КОМТЕЛ
'Русский инок', Джорданвиль, США
Русская береза. Благотворительный Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям
Тоболько-Тюменская епархия

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПРАВОСЛАВНОГО
ХРИСТИАНИНА


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М 
Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш 
Щ Э Ю Я 

Поддержите наш сайт - установите ссылку


ХРИСТИАНСТВО ЛИТЕРАТУРА ОБЩЕСТВО НОВОСТИ КУЛЬТУРА
ФИЛОСОФИЯ КИНО МУЗЫКА ПАЛОМНИЧЕСТВО ИСТОРИЯ ПОЛИТИКА
ЗДОРОВЬЕ МАГАЗИН ЛЮДИ

При поддержке: Интернет-компании "Комтел" тел. (3452) 79-00-81

Материалы интернет-журнала "Русская неделя" и материалы форума Вы можете
цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению.
При этом ссылка на сайт журнала Русская неделя обязательна.
Таковы сложившиеся правила и нормы приличия в Русской части интернета.

© Культурный центр "Русская неделя" 2006 год от Р.Х. e-mail:info@russned.ru
Web-программирование: Дмитрий
Создание сайтов


Кольцо Патриотических Ресурсов