Займ Honey Money
Магазин почтой: DVD; CD; Мультимедиа
Русская неделя
ХРИСТИАНСТВО ЛИТЕРАТУРА ОБЩЕСТВО КУЛЬТУРА ФИЛОСОФИЯ КИНО
МУЗЫКА ПАЛОМНИЧЕСТВО ИСТОРИЯ ПОЛИТИКА ЗДОРОВЬЕ МАГАЗИН
ПОИСК:  E-MAIL РАССЫЛКА: 
  Статьи прошлой недели в
формате RSS
АВТОРЫ  |  КАРТА САЙТА
Иеромонах Феогност (Пушков):

О посте грядущем...

Первое, что у меня приходит на ум, когда говорю или слышу слово «пост», это факт того, что мы не умеем поститься. У нас отсутствует духовный опыт и духовная школа поста. Либо пост превращается в некое абстрактное делание ума и сердца, при котором явно игнорируется преображающее плоть значение аскетизма поста. Любо пост сводится к области гастрономической и превращается в некую форму диеты, которая, как утверждают постящиеся, не только не во «умершвление плоти», но еще и во благо нашей земной бренной плоти. Итак, какие штрихи к посту я хотел бы обозначить?

1. Пост – это стояние на посту, пребывание в «готовности» к войне с плотью, с миром сим и с исконным врагом рода человеческого – диаволом. Эта «тройная» брань – не триедина. Хотя цель у нее одна – свобода и спасение человека. В борьбе с Диаволом мы должны изгнать его из нашей жизни, полностью посрамить его. В борьбе с «миром сим» человек отвергается греховного «мирского мудрования», чтобы преобразить духовно Божие творение. В борьбе с плотью человек не отвергает материальное начало, но борется с чувственностью, со страстными «инстинктами», которые сами по себе естественны для плотского человека, но христианин должен их превзойти, подняться над плотью на высоту духа.

2. Что собственно должен знать постящийся? – Три правила: молитва, обуздание чрева и отказ от чувственных наслаждений.

2.1. Молитва – основа поста. Без молитвы – пост никак не одухотворяет плоть. Без молитвы очищает плоть от «грубости вещества», утончает ее, но не заполняет ее Божественной благодатью. Но человек - не порожний сосуд. Очищаясь от чего-то, он не может оставаться «пустым». Поэтому, взамен страстей плоти часто, при отсутствии полноценной духовной жизни, в постящегося вселяется страсть гордыни, надмения, злобы и т.п. Молитва ставит человека в общение с Богом, Который и наполняет очищенный от страстей сосуд нашей плоти и нашей души Своим Присутствием. Поэтому пост должен быть пропорционален молитвености. Молитва – это ведь не только «исполнение правила», «вычитывание» положенных в книге молитв. Нет. Нужно именно молиться, а не вычитывать. Молиться, общаясь с Богом, возносит к Нему и душу, и тело, и ум, и сердце. Молиться о всех, кого мы встретили в этот день или кого только встретим. О горе людском и радости, о грехах и о добродетелях. Больше посвящать время именно молитве, как деланию, в котором участвует дух, сердце, душа, ум и тело. Важно не просто в себе молиться, а именно все существо возвести к молитве.

2.2. Кто-то из древних святителей сказал, что «кто забывает пост, тот отнимает пищу у нищих. Ты сегодня постишься? – Ешь то, что вчера ел нищий, а ему отдай те блюда, которые сам ел вчера». Действительно пост есть жертва. Но жертва – это отказ от ценного для себя. Нельзя назвать жертвой отказ от того, что нам не дорого. Жертва – это отрыв от себя, от сердца. Отказ от хлама – не жертва. Пост – это проекция любви во вне себя. Ты любишь? Так возлюби стоящего пред тобою нищего, отдай ему то, что любит твое сердце и что ты готов отдать самому дорогому для тебя человеку. А в лице нищего твою жертву примет Христос и даст тебе Свою Жертву – дар Евхаристии. Христос то конечно и так тебе даст, но тебе то самому разве не приятней будет на сердце, что и ты хоть что-то да пожертвовал?

2.3. Пост – борьба с плотской страстью, с падшей природой. Святитель Василий Великий пишет, что «во время поста вся Церковь становится временно монашествующей». Пост – полный отказ от себя, отказ от плотских утех, чтобы плоть покорить духу и дать простор ему, дать торжество духовному началу в человеке. Именно поэтому с древнейших времен для христиан было аксиомой, что пост – время сугубого воздержания от супружеской близости. Всякая «изнеженность» должна быть изгнанной из среды христиан хотя бы на время поста.

Но, повторяюсь: аскетика – не самоцель, а средство (но средство необходимое, без которого духовной жизни не существует). Но если аскетика превратится просто в технику, в упражнения по отсечению плотских страстей, без молитвенного преображения сердца и плоти, то впору вспомнить слова Христа: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Матф.12:43-45).

Поддержите наш сайт на первом конкурсе интернет-энтузиастов 

наверх | обсудить статью на форуме

ВСЕ СТАТЬИ АВТОРА



Дорогие друзья! На нашем сайте введена премодерация.
Ваш отзыв будет опубликован после просмотра редактором.
Имя*:

Город:

E-mail:



Комментарий:

 

НОВОСТНАЯ
ЛИНИЯ


20.12.2007
Большой колокольный звон-концерт состоится в Барнауле


20.12.2007
В Чите начнет работу лекторий "Православное Забайкалье"


19.12.2007
Никольскому кафедральному собору во Владивостоке, построенному в память о погибших в русско-японской войне, исполняется 100 лет


19.12.2007
Архиепископ Димитрий расскажет о планах на будущее


19.12.2007
В праздник великого святого в Красноярске состоялись благотворительные обеды


18.12.2007
Рождественские звоны зазвучат в Тюмени


18.12.2007
Творческий конкурс «Рождественские колокола» пройдет в Кемеровской области


18.12.2007
В Екатеринбург прибудут мощи святителя Николая Чудотворца и мучеников Киприана и Иустинии


17.12.2007
Юные тюменцы представят творческие работы, посвященные Рождеству


ВСЕ НОВОСТИ




ФОРУМЫ:


20 САМЫХ ЧИТАЕМЫХ СТАТЕЙ МЕСЯЦА

ДРУЗЬЯ


Русский Дом
'Русский инок', Джорданвиль, США
Электронная библиотека
Мгарский 
монастырь. Журнал <Мгарский колокол>
Официальный сайт Казанской епархии
Русская береза. Благотворительный Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям
Интернет-провайдер КОМТЕЛ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПРАВОСЛАВНОГО
ХРИСТИАНИНА


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М 
Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш 
Щ Э Ю Я 

Поддержите наш сайт - установите ссылку

Rambler's
Top100

ХРИСТИАНСТВО ЛИТЕРАТУРА ОБЩЕСТВО НОВОСТИ КУЛЬТУРА
ФИЛОСОФИЯ КИНО МУЗЫКА ПАЛОМНИЧЕСТВО ИСТОРИЯ ПОЛИТИКА
ЗДОРОВЬЕ МАГАЗИН ЛЮДИ

Материалы интернет-журнала "Русская неделя" и материалы форума Вы можете
цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению.
При этом ссылка на сайт журнала Русская неделя обязательна.
Таковы сложившиеся правила и нормы приличия в Русской части интернета.

© Культурный центр "Русская неделя" 2006 год от Р.Х. e-mail:info@russned.ru
Web-программирование: Дмитрий
Создание сайтов
Кольцо Патриотических Ресурсов