Займ Honey Money
Магазин почтой: DVD; CD; Мультимедиа | Новинки в магазине: "Россия, которую мы любим"
Русская неделя
ХРИСТИАНСТВО ЛИТЕРАТУРА ОБЩЕСТВО КУЛЬТУРА ФИЛОСОФИЯ КИНО
МУЗЫКА ПАЛОМНИЧЕСТВО ИСТОРИЯ ПОЛИТИКА ЗДОРОВЬЕ МАГАЗИН
ПОИСК:  E-MAIL РАССЫЛКА: 
  Статьи прошлой недели в
формате RSS
АВТОРЫ  |  КАРТА САЙТА
Иерей Евгений Пуртов:

Крестная сила

Сила Честного Животворящего Креста Господня, в могущество которой верят православные христиане, — это, прежде всего, любовь, готовность пострадать за других вплоть до смерти. Эта любовь Иисуса Христа и дала ту силу кресту, которая может защитить от любых нападок вражьих. Отсюда народная вера в защитное действие крестного знамения, креста начертанного или сооруженного.

Среди повседневных проявлений веры простого русского человека в своем доме, видимых и для постороннего глаза, — зашита себя и жилища своего от нечистой силы, нечисти. Бытовавшие при этом воззрения на вражью силу — народная демонология — не противоречили соответствующим догмам Православия. «Наша брань не против крови и плоти, но против... мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6;12).

Выжигание крестов. Крестьяне Смоленской губ., живущие вблизи своих приходских церквей, стараются донести до дома зажженную свечу, с которой они стояли в церкви во время чтения о страданиях Христа или во время выноса плащаницы. Этим огнем они выжигают знаки на дверных и оконных притолоках для предохранения от нечистой силы и колдовства.

Этот благочестивый обычай — выжигание крестов Четверговой свечой — очень распространен по всей России, хотя нередко встречается в этом назначении и крещенская свечка. Так, в Воронежской губ. в Великий Четверг по окончании чтения 12-ти Евангелий (т.е. двенадцати текстов из Евангелий о св. страстях Господних) крестьяне шли по домам с зажженными свечами и на избяных балках выжигали кресты. В Тульской губ. в Великий Четверг после двенадцати Евангелий (по церковному обычаю это чтение совершалось в четверг вечером на утрени) двигались по домам с горящими свечками и выжигали кресты на дверных притолоках, потолках, избяных матицах.

Крещенские «свечки» и мел. По наблюдениям в Ярославской губ., «крест, согласно христианскому вероучению, считается народом самым верным, действенным оружием для борьбы с нечистою силою. В день Крещенского сочельника во многих местах выжигают на дверях дома и надворных строений богоявленскою свечою — кресты, для защиты от нечистой силы». О начертании крестов «по всем дверям, окнам хаты и надворных построек» накануне Крещения, когда приносили после вечерни домой св. крещенскую воду, писали и из Обоянского у. Курской губ.; только здесь (с. Шелковка) чертили кресты мелом. Возможно, это была трансформация обычая выжигать крест свечою, ибо самый сочельник назывался здесь «Свечки». (Такое название Крещенского сочельника отмечено также в словаре В. И. Даля для Костромской и Пензенской губ., а в наших материалах встречается еще в Воронежской губ.) После начертания крестов кропили всюду крещенской водою. Так очищали свой дом.

Мелом же чертили кресты на всех косяках окон и дверей и на воротах в Щигровском у. Курской губ. в Крещенский сочельник — «для сохранения от нечистой силы». Указание на то, что «на Крещенский сочельник ставят меловые кресты», есть и у В. И. Даля.

Крестное знамение. А. Балов был прав, когда писал, что крест считается народом самым верным и действенным оружием для борьбы с нечистой силой. Это проявлялось и в постоянном осенении себя крестным знамением (не только во время молитв). Медынский помещик (Калужская губ.) Г. Спафарьев, писавший в 1849 г. о христианских взглядах русских крестьян, подчеркивал, что они всякое дело начинают и кончают, осенив себя крестным знамением. Люди, попавшие под сильное воздействие силы вражьей, не могли осенить себя крестным знамением, и в этом была главная опасность их положения. Крестьянин Ф.Е. Кутехов из Рязанской губ. сообщал в к. XIX в., что во время свадьбы ни один русский человек не перейдет через порог, не перекрестившись.

Прежде чем резать хлеб (это делал обычно старший мужчина, сидевший под иконами), над ним ножом чертили в воздухе крест, либо проводили ножом крестообразно по хлебу. Поднося ко рту кружку с питьем, — крестились.

Шейный крест. «При упоминании о нечистой силе, — писал Ф. Зобнин, — у нас имеют обыкновение или отплюнуться, или перекреститься и сказать: «не слушай, святая хоромина, не к нам будь сказано». Это не воспринималось православными как формальность. Считали, что именование вызывало присутствие именованного. Представляет интерес приводимое здесь обращение к жилому дому — «святая хоромина», свидетельствующее об отношении к нему, как к Малой Церкви. Человек, упомянувший нечисть, понимает неуместность этого в св. помещении и, сверх того, опасается накликать такими словами на себя воздействие вражьей силы, отсюда — «не к нам будь сказано» и осенение себя крестным знамением. Бытовало и бытует ныне множество историй, рассказывающих о том, как спасает от нечистой силы шейный крест и как опасно оказаться при каких-то обстоятельствах без него. Ходить без креста считалось серьезным грехом. Нельзя спать без креста, снимать его на время купанья — человек остается без защиты.

Гроза и огонь. Как только начиналась гроза, не только закрывали окна и задвижки печных труб, но обязательно крестили их. Лопаткой делали крестное знамение в сусеке над зерном, предназначенном для сева, прежде чем насыпать его в мешки. Когда сажали в печь кулич, то в каждом углу избы, начиная со святого, лопатою трижды делали крест.

При зажигании огня от спички непременно крестились и говорили: «Господи, благослови». Существовали понятия благословленный и неблагословенный огонь: «благословенный огонь не спалит ничего, а от неблагословенного огня случаются пожары». Еще страшнее был огонь, при зажигании которого ругались «срамными словами» или произносили проклятья. От такого огня, как считалось в народе, случались самые страшные пожары, когда горела скотина и даже люди.

Порча и отчитка. Насторожены были крестьяне, если в дом приходил односельчанин, имевший худую репутацию человека, причастного к колдовству. С народными представлениями о вражьей силе связано широко бытующее убеждение в том, что люди, предавшие себя этой силе, могут «сделать» — причинить вред, наслать болезнь, беснование и пр. Соответственно верят и в то, что некоторые священники (из монахов и белого духовенства), а также старцы и старицы из мирян, достигшие большой духовной силы, могут изгонять бесов из людей — отчитывать и исцелять от другой какой-либо порчи. При появлении человека, который может навести порчу, начинали читать про себя молитву и крестились.

Животворящий крест. Невозможно перечислить все случаи, когда считалось необходимым принять меры против нечистой силы: прежде всего — осенить себя крестным знамением или перекрестить какой-то предмет. Кроме постоянно повторяющихся обстоятельств — поведение в них определялось устоявшимся обычаем, — возникало, разумеется, множество индивидуальных моментов, требующих от каждого своего, личного решения. В «невидимой брани», которую вел православный человек, многое зависело от степени его веры. «Всяк крестится, да не всяк молится», — говорит пословица. Относительно начертания крестов тоже есть пословица такого рода: «Не спасет дегтярный крест, коли не спасет животворящий» (дегтярные кресты чертили на воротах и на самих животных от падежа скотины). Народ в массе своей понимал, что начертание креста — не магия, что оно должно сочетаться с живою верою в Бога, в Крест Животворящий.

Дополнительная литература
Максимов С.В.Нечистая, невидимая и крестная сила. Т. 1-2. — М., 1991-1993.

Также по этой теме:
Зачем носить крест
Крестные родители
Кто креста боится?

Навигатор по Православному Интернету 

наверх | обсудить статью на форуме

ВСЕ СТАТЬИ АВТОРА



Дорогие друзья! На нашем сайте введена премодерация.
Ваш отзыв будет опубликован после просмотра редактором.
Имя*:

Город:

E-mail:



Комментарий:

 

НОВОСТНАЯ
ЛИНИЯ


16.05.2008
В Кемерове состоялся первый региональный съезд православной молодежи


16.05.2008
Кузбассовцы высказали мнения по поводу введения ОПК в школах


15.05.2008
Иркутскую епархию посетили студенты и преподаватели Тобольской семинарии


14.05.2008
Началась работа Дальневосточного образовательного форума


14.05.2008
Духовно-исторические чтения памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия пройдут в Томске


13.05.2008
В Исетске прошел концерт, посвященный Пасхе и Дню жен-мироносиц


12.05.2008
В Томске будет построена часовня в память о погибших в локальных военных конфликтах


12.05.2008
В Хабаровск доставлены мощи святителя Иннокентия Московского


10.05.2008
В Москве состоялся круглый стол "Конфликты в Церкви"


ВСЕ НОВОСТИ




ФОРУМЫ:


20 САМЫХ ЧИТАЕМЫХ СТАТЕЙ МЕСЯЦА

ДРУЗЬЯ


Русский Дом
'Русский инок', Джорданвиль, США
Электронная библиотека
Мгарский 
монастырь. Журнал <Мгарский колокол>
Официальный сайт Казанской епархии
Русская береза. Благотворительный Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям
Интернет-провайдер КОМТЕЛ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПРАВОСЛАВНОГО
ХРИСТИАНИНА


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М 
Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш 
Щ Э Ю Я 

Поддержите наш сайт - установите ссылку

Rambler's
Top100

ХРИСТИАНСТВО ЛИТЕРАТУРА ОБЩЕСТВО НОВОСТИ КУЛЬТУРА
ФИЛОСОФИЯ КИНО МУЗЫКА ПАЛОМНИЧЕСТВО ИСТОРИЯ ПОЛИТИКА
ЗДОРОВЬЕ МАГАЗИН ЛЮДИ

Материалы интернет-журнала "Русская неделя" и материалы форума Вы можете
цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению.
При этом ссылка на сайт журнала Русская неделя обязательна.
Таковы сложившиеся правила и нормы приличия в Русской части интернета.

© Культурный центр "Русская неделя" 2006 год от Р.Х. e-mail:info@russned.ru
Web-программирование: Дмитрий
Создание сайтов


Кольцо Патриотических Ресурсов