Займ Honey Money
Персональные инструменты
Вы здесь: Главная ИСТОРИЯ Летопись церковных событий. 1957-1958 год

Летопись церковных событий. 1957-1958 год

Автор: Монах Вениамин (Гомартели) Последнее изменение: 2011-05-19 17:26

1957: К 1 января количество православных храмов на территории Сов. Союза выросло до 13 478, численность духовенства в них достигла 12 228 человек. Уже было 70 правящих архиереев (примерно половина из них подвергалась репрессиям, и власти считали, что они почти неуправляемы. Так, про покойного митрополита Ленинградского Григория говорилось, что он не терпел никаких советов уполномоченных и если узнавал про отдельные советы, то делал все наоборот, преследовал беспощадно духовенство, если усматривал, что оно сотрудничает с уполномоченными). В том же году был освящен возращенный Церкви Троицкий Собор Александро-Невской Лавры. На рабочих и служащих храмов власти распространили трудовое законодательство (А. Б. Винников. Оттепель (1943-1960).

1957: 1 марта произошла интронизация нового 75-летнего патриарха Иерусалимского Венедикта (Пападопулоса). Территория Иерусалимского патриархата тогда была разделена между Израилем и Иорданом. За два месяца до избрания патриарха иорданский парламент провел закон, что миряне должны играть большую роль в финансовых делах патриархата, и патриарх должен быть гражданином Иордана и уметь говорить и писать по-арабски. Избрание Тивериадского епископа грека Венедикта было признано иорданским королем Хусейном, благодаря поддержки будущим патриархом этого закона. Но сразу после избрания он приложил все усилия, чтобы новые законы были отменены в иорданском парламенте. (A New Vision for Eastern Orthodoxy? by Yishai Eldar and Thomas Idinopulos). Патриарх Венедикт род. в 1892-м г. в Никомедии. Пройдя курс учения в Иерусалимской семинарии, он окончил юридический факультет Афинского университета. В 1929-м г. он был рукоположен в иеромонахи и назначен настоятелем подворья Иерусалимской Патриархии в Афинах. В 1956-м г. был хиротонисан во епископа Тивериадского. Несколько раз ему было поручено представлять Патриарха на различных международных конференциях: среди них в Лозанне в 1927-м г. на конгрессе Экуменического Совета, в Женеве в 1950-м году на конференции обсуждавшей статут Святого Города. Патр. Венедикт свободно владел, помимо родного греческого, французским, английским и арабскими языками.

1957: В апреле Британское колониальное правительство даровало кипрскому архиеп. Макарию и митрополиту Киренейскому Киприану свободу с условием, чтобы, оставив место заключения, они отправились куда угодно, но не на Кипр (оба уехали в Афины). По дороге из ссылки митр. Макарий остановился в Кении, где еще продолжалась борьба с английскими колонизаторами. Архиепископ совершил литургию в православном соборе Найроби и произнес проповедь против колониализма. Его слова разошлись среди повстанцев и явилось большой поддержкой для вождей движения за независимость, многие из которых вместе с православным духовенством еще томились в заключении. В Английском Парламенте выступление архиепископа вызвало недоумение - почему ему дали возможность проповедывать в Кении. В то же время установилась личная дружба между архиеп. Макарием и будущим президентом свободной Кении Джомо Кениятта, сыгравшая впоследствии положительную роль в деле распространения Православия в Кении (Lemopoulos, George (ed). 1993. You shall be my witnesses. Tertios: Katerini, Greece).

1957: В апреле на конгрессе всего флоринского духовенства ИПЦ Греции и при согласии народа были избраны кандидаты в епископы в следующем порядке: Акакий Паппас (старший), Хризостом Киюсис и Хризостом Наслимис. Сперва архим. Акакий Паппас (племянник Акакия старшего) и Хризостом Киюсис ездили в Брюссель к св. Иоанну (Максимовичу), который отнесся к их планам сочувственно, но сказал, что на хиротонию нужно получить благословение Синода. Тогда два Акакия полетели в Нью-Йорк, где, хоть и встретили сочувствие, но в ответ на свою просьбу оффициально получили отказ от митрополита Анастасия.

1957: 7 мая архиепископ Финляндский Герман (Аав) с другими представителями Финляндской Церкви на заседаних Высшего Церковного Управления подписал свое полное согласие перейти в юрисдикцию Московской Патриархии. Архиепископ Герман (Аав) ушел на покой в 1960 г. и скончался в 1961 г. Тогда же, в 1957 г., Финская Церковь получила автономию от Москвы.

1957: 30 мая в Преображенском храме г. Москвы, был хиротонисан во епископа Пекинского архим. Василий (Шуан).
Чин хиротонии совершали: митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, архиепископ Краснодарский и Кубанский Виктор (б. Пекинский) и архиепископ Можайский Макарий. Он стал временным главой Автономной Православной Церкви Китая.

1957: Из духовного завещания Блаж. митрополита Анастасия, составленного в этом году: “Завещаю непоколебимо стоять на камне святого и спасительного православия… Что касается Московской Патриархии и ее иерархов, то поскольку они находятся в тесном, деятельном и доброжелательном союз с советской властью, открыто исповедующей свое полное безбожие и стремящейся насадить атеизм во всем русском народ, то с ними Зарубежная Церковь, храня свою чистоту, не должна иметь никакого канонического, молитвенного и даже простого бытового общения, предоставляя, в то же время, каждого из них окончательному суду Собора будущей свободной Русской Церкви”. (Журнал “Вертоград” (”Вертоград-информ”) 11 (44) 1998 г., с. 27 -33).

1957: Архиепископом Афинским, главой Элладской Церкви, становится Феоклит II (Панагиотопулос), митрополит Патрский. Родился в 1890 году. Высшее образование получил в Афинском университете, по окончании которого принял постриг и священный сан. В 1931 году рукоположен во епископа Калавритского. С 1944 года митрополит Патрский.

1957: Элладская Церковь, решив возродить давнюю традицию, открыла институт диаконис. Это деяние Священного Синода было одобрено Центральным Административным Советом “Апостольской диаконии”. Целью Института было готовить кадры церковных общественных работников из женщин в помощь приходским священникам в их пастырской деятельности. (”Экклисиастики алифия”, 16. XII. 77).

1957: Православный Богословский факультет в Белграде начал издавать журнал «Богословлье».

1958: 31 мая Антиохийский патриарх Александр III (Тахан) благословил митрополиту Сев. Америки Антонию (Башир) создать церкви придерживающиеся западного обряда в его архиепископии. В августе митрополит Антоний издал указ:

“Приходы и епархии принятые в архиепископию могут сохранять все западные обряды, службы и обычаи, которые не противоречат Православной Вере и логически происходят из западной практики до раскола 1054 г.” К 2000 г. у Антиохийцев было 18 приходов западного обряда.

1958: Новый подход к экуменическому движению выразился в докладе председателя ОВЦС митрополита Николая на торжественном акте в Московской Духовной Академии 13 мая 1958 г.: “Когда появилась возможность заняться экуменическим вопросом, наша Церковь совместно с другими Церквами — участницами Московского церковного совещания 1948 г. отказалась послать своих представителей на Амстердамскую ассамблею… Этот отказ имел весьма серьезные основания… Экуменическое движение оказалось чрезвычайно противоречивым. В его широкой и разнородной деятельности исканиям обетованной земли христианского единства с самого начала сопутствовали ярко выраженные социально-политические планы, которые в период Амстердамской ассамблеи явно преобладали над задачей догматического единства… Благодаря участию одних православных Церквей и неучастию других в экуменическом движении за последние 10 лет произошли значительные изменения, свидетельствующие о его эволюции в сторону церковности. В этом смысле весьма показательны огромные сдвиги в сфере немецкого протестантского богословия, открывающего мистические глубины православия и преодолевающего свой традиционный рационализм (проф. Шлинк, проф. Бенц, проф. Фогель и др.). Соприкасаясь с нашей церковной жизнью, многие деятели экуменического движения совершенно изменили свое представление о православии… Видимо одобряя декларацию православных участников Эванстонской ассамблеи, мы соглашаемся на встречу с руководителями Всемирного Совета Церквей исключительно во имя нашего общеправославного долга — служить воссоединению всех христиан в лоне Христовой Церкви” (ЖМП. 1958. №6).

1958: Патриарх Иерусалимский Венедикт добился издания Иорданским государством закона (1 июля 1958 года), который подтверждал за Братством Святого Гроба Господня право владения Святыми Местами, принадлежащими православным греческим монахам, и охранялась их собственность. После юридического закрепления собственности патриарх Венедикт стал трудиться над организацией и благоустроением Палестинских святынь, организацией приходской жизни, духовных школ и недостающих в Палестине медицинских заведений и социальной помощи.

1958: В июле многие румынские иерархи, включая патриарха Иустина, были арестованы и сосланы, несколько сотен священников и монахов были подвержены издевательствам, острижены и лишены одежд духовных лиц.

1958: 5 июля после очередного заседания Св. Синода скоропостижно скончался патриарх Сербский Викентий.

1958: 13 сентября новым предстоятелем Сербской Церкви был выбран епископ Жичский Герман (Джорич). Род. в 1899 г. в Йошаничкой Баньи в семье священника. Богословское образование получил в семинариях в Белграде и в Сремских Карловцах, затем учился на юридическом факультете в Сорбоне, после чего окончил богословских факультет Белградского университета в 1942 г. В 1927 г. был рукоположен во пресвитера, в 1951 г. хиротонисан во епископа Будимского и был секретарем Синода, его кафедра находилась в Венгрии и венгерское коммунистическое правительство не позволило ему въехать в страну, так он и не смог посетить свою кафедру, после смерти св. Николая (Велимировича) был назначен на Жичскую кафедру.

1958: Важнейшим звеном начала атаки на Церковь в России явилось секретное послание ЦК КПСС от 4 октября 1958 г. “О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам “0 недостатках научно-атеистической пропаганды”. В нем всем партийным, общественным организациям и государственным органам предписывалось развернуть наступление на “религиозные пережитки” советских людей. По тотальности намечаемых мер эта акция не имела прецедента. В соответствии с указаниями ЦК и лично Н. Хрущева, 16 октября Совет Министров СССР принял первые антицерковные постановления: “О монастырях в СССР” и “О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей”. В первом из них монастырям запрещалось применять наемный труд, предусматривалось значительное уменьшение земельных наделов, а также самого количества обителей. Кроме того, вновь вводились отмененные в 1945 г. налог со строений и земельная рента, резко повышались ставки налога с земельных участков. Тяжелый удар был нанесен по материальной базе Патриархии. Повышение налога на доход свечных мастерских коснулось каждого прихода. По принятому постановлению мастерские были вынуждены поднять отпускные цены, в то же время запрещалось в храмах менять старые цены и получалась абсурдная ситуация - приходы, приобретая свечи, обязаны были продавать их себе в убыток. Чтобы найти выход, во многих приходах начали распускать платные хоры, экономить на ремонтах и содержании храма. Духовенство буквально разорялось, все, что жертвовали прихожане, шло не на нужды прихода, а в государственную казну. Патриархат захлестнула волна отчаянных просьб архиереев о помощи. Все епархии из-за введения новых налогов оказались в долговой кабале у государства, на грани полного разорения. Руководство Патриархии отреагировало крайне болезненно. Уже 29 октября Совет по делам РПЦ посетили работники хозяйственного управления во главе с председателем архиепископом Макарием, они горячо убеждали в необходимости отменить акты, подрывающие всю экономическую жизнь Церкви. Однако последовал твердый отказ. Заместитель председателя хозяйственного управления, личный секретарь патриарха Алексия Д. А. Остапов в знак протеста даже предлагал отказаться от внешнеполитической деятельности, не принимать иностранные церковные делегации. В отношении его тотчас возбудили уголовное дело, разумеется, не по политическим статьям, а по экономическим, обвинив в “незаконном” печатании”в мастерской Патриархии “венчиков” и разрешительных молитв. Впоследствии, правда, дело прекратили, так как патриарх взял всю ответственность на себя, а привлекать его из-за “венчиков” было бы не политично, а скорее “анекдотично”. Первосвятитель был возмущен постановлением от 16 октября и обратился в Совет с письмом, в котором отмечал, что “это мероприятие… явилось для Патриархии беспрецедентным и совершенно неожиданным, как предпринятое без всякой консультации с заинтересованной стороной”. В частных беседах патриарх заявлял о необходимости порекомендовать церковным организациям закупать свечи в государственной торговле, а также наладить их нелегальное производство. В ноябре руководство Патриархии просило власти хотя бы отсрочить введение новых налогов до 1 января 1959г., но и в этом было отказано. (А. Б. Винников. Оттепель 1943-1960).

1958: В начале октября в Охриде, на юге Югославии, состоялся «Церковный собор Македонской Православной Церкви». Собор объявил восстановление древней Охридской Митрополии, объявил автокефалию Македонской Православной Церкви и избрал ее первого митрополита в лице молодого епископа Белградской Патриархии — Досифея, который известил патриарха Сербского о решении Собора. Ни Сербская, ни другие Поместные Православные Церкви не признали этой автокефалии. В результате каноническое общение македонских епископов с их православными собратьями во всем мире прекратилось.

1958: В ноябре в Великобритании, в графстве Эссекс, было приобретено имение, которое легло в основу монастыря Святого Иоанна Предтечи, настоятелем и духовником которого стал архим. Софроний Сахаров, афонский постриженник, ученик преп. Силуана Афонского и автор книг о святом старце.

1958: В ноябре-декабре в Сов. Союзе прошла массовая чистка церковных библиотек, многие книги были изъяты, вся иностранная литература поставлена на цензорский контроль. 28 ноября ЦК КПСС принял постановление “О мерах по прекращению паломничества к так называемым “святым местам”. Сроки ставились жесткие, через полгода местные партийные организации должны были отчитаться о проделанной работе. В результате, чтобы прекратить доступ верующих к 700 учтенным властями святым местам, применялись любые методы. На месте паломничества устраивались свинарники, какие можно источники засыпали, территории огородили, запрещая вход и т.д. Вновь возобновили закрытие храмов - в 1958г. была снята с регистрации 91 церковная община. Антирелигиозная волна нарастала, запретили колокольный звон, у архиереев снимали телефоны, храмы отключали от водопроводной сети, запрещали какие-либо ремонты. Все эти акции поощрялись высшим партийным руководством (А. Б. Винников. Оттепель 1943-1960).

1958: Александрийским патриархатом были учреждены 3 новые епархии в Тропической Африке: Восточноафриканская, Центральноафриканская и Западноафриканская.

Действия с Документом

ДРУЗЬЯ



 


Кольцо Патриотических Ресурсов

Материалы интернет-журнала "Русская неделя" и материалы форума Вы можете цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению. При этом ссылка на сайт журнала Русская неделя обязательна. Таковы сложившиеся правила и нормы приличия в Русской части интернета.

© Культурный центр "Русская неделя" 2006 год от Р.Х. e-mail:info@russned.ru

Разработка сайта — ООО Институт геоинформационных систем"