Займ Honey Money
Персональные инструменты
Вы здесь: Главная ИСТОРИЯ Летопись церковных событий. 1949-1950 год

Летопись церковных событий. 1949-1950 год

Автор: Монах Вениамин (Гомартели) Последнее изменение: 2009-09-14 10:20

1949: 3 апреля почил о Господе иеросхим. Серафим Вырицкий (Муравьев). Господь обильно наградил иеросхимонаха Серафима разнообразными духовными дарованиями: рассуждения, прозорливости, исцелений, духовного утешения, власти над лукавыми духами, молитвенных созерцаний, предсказаний и пророчеств.

Еще по Александро-Невской Лавре о. Серафим был знаком со многими известными в то время людьми: учеными, врачами, деятелями культуры. Академик И. П. Павлов - отец современной физиологии, часто приходил на исповеди и беседы к иеросхимонаху Серафиму (Муравьеву). В течение многих лет Иван Петрович был почетным старостой двух петроградских храмов: Знаменской церкви на Лиговском проспекте и церкви апостолов Петра и Павла в поселке Колтуши. Иеросхимонаха Серафима почитали выдающийся астроном своего времени, один из основателей Русского астрономического общества, академик Сергей Павлович Глазенап, а также один из создателей современной фармакологической школы, профессор Михаил Иванович Граменицкий. Одним из любимейших воспитанников о. Серафима был известный во всей России профессор-гомеопат Сергей Серапионович Фаворский, которого называли “светилом Петербурга”. Частыми гостями в Вырице были выдающиеся русские ученые, академики с мировыми именами - физик Владимир Александрович Фок, известный своими трудами в области квантовой механики и теории относительности, и биолог Леон Абгарович Орбели, ученик и последователь Ивана Петровича Павлова.

Три дня шел ко гробу праведника нескончаемый людской поток. Все отмечали, что его руки были удивительно мягкими и теплыми, словно у живого. Некоторые ощущали возле гроба благоухание. В первый день после кончины старца исцелилась слепая девочка. Мать подвела ее ко гробу и сказала: “Поцелуй дедушке руку”. Вскоре после этого девочка прозрела.

Преп. Серафим Вырицкий был прославлен в лике святых на Архиерейском Соборе МП в 2000 г.

1949: 11 авг. епископ Леонтий писал митрополиту Анастасию: “Возношу Ваше святое имя и вошел в единение с Сев.-Американской митрополией в конце июня с.г.”. 13 авг. епископ Леонтий Архиерейским Синодом в качестве предупредительной меры пресечения был запрещен в священнослужении. Владыка подчинился, тяжело переживая запрещение от канонической церковной власти, и 7 сентября обратился с прошением к митрополиту Анастасию: “Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь и отец. Вняв Вашему отеческому призыву вернуться обратно в Архиерейский Синод, я подал прошение в Сев.-Американскую митрополию о своем выходе из ее юрисдикции, а также порвал связь с о. Константином Изразцовым…

Я вступил в общение с протопр. Константином, надеясь, что этим самым я принесу мир для Церкви Божией. Но ввиду того, что зло спеет на горшее, я предпочел вернуться обратно в Архиерейский Синод… Конечно, мне надо было все терпеть до конца…” На следующий день после этого письма, владыка вернулся к месту своего служения в Парагвай. 14 сент. Архиерейским Синодом запрещение было снято с него. В другом своем письме, написанном осенью того же года Высокопреосвященнейшему Анастасию, владыка Леонтий поясняет причины своего возвращения в лоно РПЦЗ: “Возвращение мое обратно в Архиерейский Синод было также продиктовано мне моей личной совестью, а не какими-либо другими обстоятельствами. Сев.-Американская митрополия и о. Константин ко мне отнеслись хорошо, что доказывают их последние письма ко мне.

Главным побудителем был Ваш призыв и желание, дабы Архиерейский Синод из-за меня не впал в искушение, даже располагая формально канонами, как обвинительным материалом против меня, а также дабы не искушать своих близких (имеется ввиду братия - сост.), на которых вся эта история производит убийственное впечатление”. 22 дек. 1949 г. Архиерейский Синод РПЦЗ постановил: судебное дело Преосвященного Леонтия прекратить, восстановив его во всех иерархических правах; освободить Преосвященного архиеп. Феодосия от управления Парагвайской епархией; Преосвященному Леонтию вновь вступить в управление Парагвайской епархией на правах епархиального архиерея. (А. Псарев, Архиеп. Леонтий Чилийский…)

1949: 25 августа епископ Корчинский Паисий был избран Архиепископом всей Албании.

1949: Сербские коммунисты перевели епископа Варнаву (Настич) Хвостанского в тюрьму в городе Сремская Митровица, вместе с несколькими заключенными, в основном сербской интеллигенцией. Их всех связали проволокой, а епископ Варнава был связан за руку с католическим приходским священником. В Сремской Митровице вагон с заключенными был отцеплен. Когда ночью все заключенные уснули, полиция заперла вагон. Около часу ночи на вагон с заключенными, ожидавшими перевода в местную тюрьму, “случайно” на полной скорости налетел локомотив. Из всех заключенных выжило лишь одиннадцать. Епископ Варнава спасся тем, что от удара вылетел в окно вместе с привязанным к нему священником, который умер на месте. Епископ Варнава при этом сломал обе ноги и руку. Полиция воспрепятствовала людям, находившимся на железнодорожном вокзале, прийти на помощь пострадавшим. Оставшиеся в живых были помещены в больницу Сремской Митровицы. Врачи срочно приступили к операциям, однако через несколько часов офицеры ОЗНА (сербский КГБ) запретил им оказывать медицинскую помощь. (В этот момент епископ Варнава находился на операционном столе, в пятке ему было сделано отверстие для установки металлического стержня.) Врачи напрасно пытались объяснить пагубные последствия такого решения. Офицеры приказали погрузить всех осужденных в кузов грузовика, на голые доски, и отвезти в тюрьму Сремской Митровицы. Везли их на большой скорости, по неровной разбитой дороге, и двое заключенных умерло в пути. Остальных перенесли в тюремную больницу. Через несколько дней их вновь вернули в городскую больницу. Епископ Варнава находился в больнице Сремской Митровицы несколько месяцев, оттуда был переведен в Белград, а затем в белградский монастырь Введения, где оставался прикованным к постели около года. (”Духовный Собеседник” 1(33)-2(34) • 2003).

1949: Протоиерй Адриан Рымаренко (впоследствие архиепископ Андрей) приехал в США и основал близ Нью Йорка женский монастырь Ново-Дивеево.

1949: 21 декабря патриарх Алексей I отслужил молебен в Богоявленском патриаршем соборе в день празднования семидесятилетия И. В. Сталина, на молебен о здравии вождя собрались настоятели всех московских храмов, перед началом молебна патриарх сказал след. слово:

“Сегодня наша Страна празднует день рождения и семидесятилетие твоего Вождя, Иосифа Виссариоиовича Сталина.

Со всех концов мира несутся к нему выражения любви, приветствия, благожелания, признание его великих заслуг пред Родиной, пред всем тем нравственно-высоким, что составляет идеал стремлений человечества.

Он - признанный всем миром Вождь не только народов Советского Государства, но и всех трудящихся; он - первый в ряду поборников и защитников мира среди народов, мира во всем мире.

Мне нет нужды, ибо это всем нам хорошо известно, излагать здесь его великие заслуги перед Родиной нашей в деле укрепления ее мощи, в деле её необыкновенного преуспеяния во всех отношениях, во всех отраслях труда; нет надобности напоминать вам и о том, что, благодаря его гениальному руководству, наша славная армия в годину тягчайших испытаний, постигших наше Отечество, когда на него напал сильный и злобный враг, - одержала победу над этим врагом, и Родина наша вышла из горнила испытаний еще более сильной, славной и мощной.

Всякий, кто лично знаком с нашим Вождем, поражается обаянием его личности; он покоряет собеседника своим внимательным отношением ко всякому делу; ласковостью; своей необыкновенной осведомленностью во всяком деле; силой и мудростью слова; быстрым и благоприятным решением каждого представляемого ему дела и вопроса. Мы, церковные люди, должны благодарить его особенно за его участливое отношение к нашим церковным нуждам; всякий церковный вопрос, соприкасающийся с гражданскими сферами, он разрешает в благоприятном для Церкви смысле. Святая Церковь наша имеет в нем верного защитника.

Мы собрались сегодня в великом множестве в храмах наших, чтобы, как это свойственно нам, верующим и церковным людям, молитвою принять участие, в праздновании этого знаменательного для него и для всех нас дня и испросить у Господа ему и в дальнейшем благословение на его великий подвиг служения родному Отечеству и народу и успех во всех его благих начинаниях.

Да даст ему Господь много лет в здравии и. благоденствии стоять у кормила, правления родной Страной, и да процветает Страна наша под его мудрым водительством многая и многая лета на радость и счастье ее народов. Аминь”.

Видимым знаком благодарного чувства русских церковных людей к Вождю нашей страны явился “Приветственный Адрес от духовенства и мирян Русской Православной Церкви”, поднесенный И. В. Сталину за подписью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и всех епархиальных архиереев. Этот Адрес был вложен в ларец художественной работы, на крышке которого, с внутренней стороны, прикреплена золотая пластинка с надписью: “Иосифу Виссарионовичу Сталину в день его семидесятилетия от Русской Православной Церкви”. (ЖМП, №1, 1950 г.).

1949: 20 декабря патриарх-католикос всея Грузии Каллистрат послал поздравительную телеграмму И. В. Сталину:

“В день семидесятилетия Вашего верующие и духовенство Грузинского Католикосата шлем Вам, родной и дорогой Иосиф Виссарионович, горячие и сердечные поздравления и пожелания нерушимого здоровья и долголетней жизни на благо всего человечества. В течение первого семидесятилетия Вашей жизни, неустанною деятельностью я бессмертным творением - Вашей Конституцией, Вы упрочили в сердцах трудящихся всего мира евангельские заветы братства, единения и свободы, что и вызывает несогласие в тех, которые мнит себя путеводителями слепых, светом для находящихся во тьме и наставниками невежд и стараются заглушить проснувшееся в людях сознание высокого своего человеческого достоинства.

Зная твердо, что трудно идти против рожна, уповаем, что в первые же годы второго Вашего семидесятилетия противники истины и справедливости прозрят, придут к Вам и скажут: прав ты, Иосиф премудрый, и справедливы суды твои, научи же нас, как зажить в мире с братьями, сыздавна нами обижаемыми и унижаемыми. Буди, Господи, буди” (ЖМП, №1, 1950 г.).

1949: Скончался глава Элладской Церкви архиепископ Афинский Дамаскин (Папандреу).

1950: В январе греческий старостильный епископ Герман Кикладский был освобожден из тюрьмы и немедленно присоединился к “Флоринскому” Синоду, к которому собирался присоединяться еще в 1944, но из-за неприемлемой для себя официальной энциклики митрополита Хризостома, вышедшей в том же году, оставался в одиночестве до 1950 г. (Иерей Андрей Сиднев…).

1950: 19 января скончался схиархимандрит Лаврентий (Проскура) Черниговский. О. Лаврентий отличался даром прозорливости и даром утешения. День своей кончины он точно предсказал за полгода. В эти полгода он не вкушал хлеба, питаясь понемногу одними овощами. Во время болезни отца Лаврентия каждый день причащали Святых Тайн. Почувствовав приближение смерти, старец благословил одну из монахинь читать благодарственную молитву и, благословив всех, тихо отошел ко Господу. 22 августа 1993 г. на Архиерейском Соборе УПЦ МП он был прославлен в лике святых.

1950: 5-10 февраля в Тиране проходил Поместный Собор Албанской Церкви. На Соборе был выработан новый Устав, в котором указывалось, что выборы духовенства должны проходить с участием мирян. Содержание Устава было составлено в патриотичных тонах: «Наравне с развитием религиозного чувства, — говорится в ст. 4, — Православная Автокефальная Албанская Церковь должна прививать верующим чувства преданности власти народа Народной Республики Албании, а также чувства патриотизма и стремления к укреплению национального единства. Поэтому все священники и сотрудники Церкви должны быть албанскими гражданами, честными, преданными народу и Родине, пользующимися всеми гражданскими правами». Епископату предписывалось Уставом произносить следующую присягу: «Клянусь своей совестью перед Богом, что буду хранить веру и догматы, каноны и Предание Православной Церкви, верность народу Албанской Народной Республики и ее демократическим принципам, предписанным Уставом» (К. Е. Скурат. История Поместных Православных Церквей).

1950: 23 февраля Константинопольский патриарх Афинагор обратился к Московскому патриарху Алексию с пространным посланием, в котором ходатайствовал об оставлении митрополита Дионисия во главе Польской Православной Церкви. В частности он писал: “…Блаженнейший Архиепископ Варшавский и всей Польши и возлюбленный во Христе брат Дионисий уже 25 лет тому назад признан всеми патриаршими и автокефальными Сестрами-Церквами как канонический Глава Польской Православной автокефальной Церкви. Он верно совершал святое свое служение, борясь за сохранение христианской своей паствы в православной вере и добродетели среди окружающих ее различных опасностей и вообще за преуспеяние церковных дел в ней.

Мы верим, — заканчивалось послание патриарха Афинагора, — что, принимая во внимание канонический строй, присоедините и Вы братскую свою любовь к Его Блаженству и приложите с своей стороны все силы, чтобы Его Блаженство мог продолжать плодотворное свое служение в Святейшей Сестре — Польской Церкви, число лет которой равно числу лет его архиепископства”. (К. Свитич…)

1950: 5 марта глава Албанской Православной Церкви архиеп. Паисий выступил перед Всеалбанской конференцией защиты мира в поддержку решения Первого Всемирного Конгресса сторонников мира. Архиепископ Паисий обратился к духовенству Албанской Православной Церкви с воззванием, в котором заявил: “В согласии с великими идеалами любви, братства и мира во всем мире, на которых основана Церковь, мы будем бороться за святое дело освобождения всего человечества от враждебных посягательств на его мирную жизнь. Эта задача должна единодушно осуществляться всеми нашими священнослужителями, как проповедниками мира, обязанными направлять волю паствы к борьбе за мир… Мы проповедуем мир, но мы знаем, что мир не дается даром, поэтому мы благословляем борьбу за окончательную победу над поджигателями войны…” (ЖМП, №8, 1951 г.).

1950: 28 апреля 1950 г. в Прешове состоялся исторический Собор униатского духовенства и мирян, на котором присутствовали 820 делегатов. Собор вынес решение отменить Ужгородскую унию 1649 г. и вернуться к вере своих предков — к Святому Православию. В связи с воссоединением греко-католиков с Православной Церковью значительно увеличилась Восточно-Словацкая (Пряшевская) епархия, и поэтому епархиальное собрание, состоявшееся в Прешове в июле 1950 г., вынесло решение о разделении ее на две: Пряшевскую и Михайловскую. Во епископа Михайловской епархии был хиротонисан бывший греко-католический священник Виктор Михайлович (в монашестве Александр). Таким образом, к середине 1950 г. в Чехословацкой Православной Церкви образовались четыре епархии (К. Е. Скурат. История Поместных Православных Церквей).

1950: 7 мая в Белграде скончался сербский патриарх Гавриил (Дожич). Он был погребен в Белградском кафедральном соборе.

1950: В своем Пасхальном послании глава РПЦЗ, митр. Анастасий, кроме прочего, писал:

«Надо удивляться слепоте тех иностранных писателей и общественных деятелей, которые до сих пор не хотят понять этой, казалось, очевидной истины и стремятся представить русский народ и большевицкую власть, как одно нераздельное целое. Исходя из этого опасного предубеждения, один из фанатиков этой ложной идеи не остановился перед тем, чтобы предложить «излить ад» на Русскую землю, — другими словами, истребить весь русский народ, который он, очевидно, считает пораженным опасной для мира неизцелимой болезнью. Эта мысль об уничтожении русского народа является поистине чудовищной, — столь же жестокой, как и безумной…» (Юбилейный сборник…).

1950: 13 мая скончался основатель “матфеевского” движения старостильников в Греции, митр. Матфей Врисфенский.

1950: 26 мая греческий “флоринский” старостильный Синод выпустил след. энциклику:

“В 1935 году нашего Спасения мы объявили Церковь обновленческих новостильников схизматической; мы повторяем это заявление вновь и следовательно, мы требуем, чтобы применялся Первый Канон Св. Василия Великого, показывающий, что таинства, совершаемые новостильниками - поскольку они раскольники (схизматики) – лишены освящающей благодати.

Следовательно, вы не должны принимать никого из новостильников в лоно нашей Св. Церкви, не совершать таинства над ними до того, как они произнесут исповедание веры, которым они должны осудить нововведение новостильников и объявить свою Церковь раскольнической (схизматической). Те, кто был крещен обновленцами, должны приниматься через помазание Св. Миром Православного происхождения, которого у нас имеется в достаточном количестве.

По этому случаю мы направляем это наше последнее обращение ко всем истинно-православным христианам, отечески приглашая их объединиться с нами. Будущее нашей борьбы за благочестие наших Отцов требует этого и является горячим желанием всех нас. Простирая это приглашение к вам, мы устраняем камни преткновения, за создание которых мы несем ответственность. С этой целью мы отменяем и отказываемся от всего, что было нами написано или сказано с 1937 года по сегодняшний момент в проповедях, заявлениях, публикациях или энцикликах и что было несовместимо или противоречило принципам Восточно-Православной Церкви Христовой и нашей священной борьбе за Православие, как это объявлялось в энциклике Св. Синода 1935 года без каких-либо добавлений или опущений, в том числе и даже такой технической фразы как «потенциально и в действительности»…»

26 мая 1950

+ Хризостом, бывший Флоринсий

+ Герман Кикладский

+ Христофор Христианопольский

+ Поликарп Диавлийский”

(Иерей Андрей Сиднев…)

1950: В июне в возрасте 81 года скончался глава Кипрской Церкви Архиепископ Макарий II.

1950: 2 июля состоялась интронизация нового предстоятеля СПЦ Патриарха Викентия (Проданова). Род. в 1890 г. на севере Сербии в Бачко Петровом Селе. Богословие изучал в Сремских Карловцах. В 1917 г. принял монашество. В 1929 г. поступил на философский факультет Белградского университета. В 1936 г. был хиротонисан во епископа Марчанского. Несмотря на давление со стороны властей ему удалось избежать признания самопровозглашенной Македонской Православной Церкви. Большой заслугой патриарха Викентия является то, что священнослужители и лица, работающие в Церкви, получили право на социальную защиту и медицинское обслуживание. Патриарху Викентию принадлежат заслуги в восстановлении братских связей с Поместными Православными Церквями, ослабнувших за время Второй Мировой войны. При нем была основана газета “Православный миссионер”, которая со временем стала самым многотиражным периодическим изданием СПЦ.

1950: 3 июля на послание патриарха Афинагора последовало ответное послание Московского патриарха Алексия, в котором говорилось:

“…Письмо Вашего Святейшества от 23 февраля с. г. нами получено. Мы усмотрели из него, что недавние события в Польской Православной Церкви Вам полностью неизвестны. Польская Православная-Церковь сама отказалась от неполной автокефалии, которая ей дана была в 1924 г. Константинопольской Церковью, признав ее, по акту воссоединения ее с Русской Православной Церковью и дарования ей автокефалии от 22 июня 1948 г., “неканонической и незаконной”. “И наша Церковь сочла по праву Церкви-Матери согласно канонам, даровать Польской Православной Церкви Автокефалию, с предоставлением ей вытекающего из автокефалии права на полную самостоятельность: в выборе Главы Церкви, во всем внутреннем церковном распорядке, в праве освящения миро и т. д.

Вследствие этого, наша Церковь не считает канонически правильными возможным после дарования автокефалии вмешиваться во внутренние дела Польской Православной Церкви и указывать ей кандидата на пост ее Главы”.

В заключительной части своего ответного послания Патриарх Алексий привел также и выдержки из письма Митрополита Дионисия, от 22 августа 1948 года, на имя Патриарха Алексия, в котором митрополит Дионисий заявлял, что “Сознавая временность и каноническую неполноту автокефалии, дарованной Святейшим Константинопольским Патриархом в 1924 г., я признаю и исповедую святую необходимость благословения великой Матери — Церкви Российской на автокефальное бытие ее юнейшей дщери —Польской Православной Церкви”. (К. Свитич…)

1950: 27 июля на 76-м году жизни скончался глава Американской Митрополии митр. Феофил (Пашковский).

1950: 22 августа был решен вопрос о правовом статусе Китайской Миссии. Указом патриарха Алексея № 1170 архиепископ Пекинский Виктор (Святин) был назначен Патриаршим Экзархом Восточно-Азиатского Экзархата и Начальником 20-й Российской Духовной Миссии в Китае. Резиденция экзарха располагалась в Пекине. Епископ Цицикарский Никандр назначался Заместителем Начальника Миссии с резиденцией в Харбине. В составе Экзархата были учреждены епархии:

Пекинская (храмы в Пекине, Ханькоу, Гонконге), Харбинская, Шанхайская (храмы в Шанхае и прилегающих районах), Тянцзинская (храмы в Тяньцзине и Циндао. До назначения правящего архиерея управлялась экзархом), Синьцзянская (до назначения правящего архиерея оставалась в ведении Московской Патриархии). Тем же указом резиденции и делопроизводства Восточно-Азиатского Экзархата, Российской Духовной Миссии в Китае и Совета Миссии в Шанхае были объединены в Пекине. Совет Миссии был преобразован в Экзарший Совет, ему присвоено было звание Епископского Совета. На одном из заседаний Синода по Китаю в июле 1950 г. было принято решение поставить прот. Феодора во епископа Тяньцзиньского. 23 июля он был пострижен в Троице-Сергиевой Лавре и принял имя Симеона. 27 июля состоялось наречение архимандрита Симеона во епископа Тяньцзиньского, а 30 июля в Богоявленском соборе состоялась его епископская хиротония — ее совершил патриарх Алексий.

Таким образом, поставлением первого епископа-китайца было положено основание для миссионерских трудов по созданию Китайской Православной Церкви. ( Священник Дионисий Поздняев Китайская Православная Церковь на пути к автономии // “Проблемы Дальнего Востока” - 1998. - 4. - С. 125-134 ).

1950: 18 сентября на Архиепископский престол Кипра был избран митрополит Китийский Макариос III. В миру Михалис Христодулу Мускос род. в 1913 г. в деревне Панагия в кипрском округе Пафос. В возрасте 13 лет он был отдан в монастырь. Получил богословское образование в Никосии и Афинах, на юридическом и богословском факультете. В 1938 получил приглашение продолжить обучение в Бостонском университете, где в 1948 он получил уведомление о своём избрании епископом Китиона. В том же году вернулся на Кипр, находившийся под британским владычеством. Вскоре он превратился из малоизвестного монаха в авторитетного и харизматического лидера острова, активно выступавшего за предоставление национальной независимости и объединение с материковой Грецией (Энозис). Возглавив Кипрскую Православную Церковь в суровые годы ее существования, архиепископ Макариос развернул широкую деятельность за свободу Кипра. Он стал этнархом, т.е. de facto национальным предводителем кипрских греков.

1950: 1 октября митр. Анастасий освятил храм в Брюселе в память Царя-мученика Николая II, т.к. Царская Семья еще не была прославлена, то сам престол был посвящен Иову Многострадальному, в день памяти которого родился Государь. Постройка храма длилась 14 лет. В храме находятся многочисленные святыни: частицы Животворящего Креста Господня и мощи многих святых времен Апостольских и более поздних, а также русских святых; большой крест с частицами св. мощей, бывший на кольчуге Св. Александра Невского во время Ледового побоища; его же малый нательный крест со св. мощами. Из числа реликвий Царской Семьи здесь хранятся: крест с найденными в Екатеринбургской шахте иконками и кольцами; Библия Наследника Цесаревича Алексия Николаевича - дар Императрицы с ее надписью; икона Св. Иоанна Крестителя, находившаяся с Царской Семьей в Ипатьевском доме; погон Государя и его шинель-полушубок.

1950: В октябре состоялось открытие Православного Богословского факультета в г. Прешеве, в Чехословакии.

1950: 23 ноября митрополит Анастасий переехал из Германии в Америку. 24 ноября он прибыл в Нью Йорк вместе с Курской чудотворной иконой Божией Матери, а на следующий день отбыл в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, где совершил торжественное освящение только что законченного монастырского соборного храма, после чего состоялся Архиерейский Собор, в котором приняли участие 11 иерархов РПЦЗ. Здесь же, впервые за всё время существования Русской Зарубежной Церкви, был совершен чин мироварения и освящения мира, которое Зарубежная Церковь получала прежде от Сербской Церкви. На этом Соборе 29 ноября был утвержден “Нормальный приходской устав”. В своем послании соборяне писали:

«…Принужденное под давлением минувших грозных военных событий передвигаться из одной страны Европы в другую, наше Высшее Церковное Управление, по воле Божественного Промысла, непрестающего бодрствовать над нашею Зарубежной Церковью, утвердило ныне место своего пребывания в Соединенных Штатах Америки, где и созван был наш очередной Епископский Собор.

Мы не можем не быть благодарными этой великодушной стране, которой вместе с обширными природными пространствами Бог даровал “широту и пространство” щедрого гостеприимного сердца. В нем не тесно изгнанникам всего мира, вынужденным покинуть свое отечество за свои религиозные или политические убеждения.

В числе их здесь нашли для себя безопасное убежище и многие тысячи русских людей, бежавших от кровавых рук жестокой беспощадной большевистской власти. Американскому народу, выстрадавшему некогда свою свободу, указана ныне высокая миссия быть оплотом порядка, справедливости и мира во всем мире. Он несет этот жребий с достойным его мужеством, принося на алтарь свободы неисчислимые жертвы. Наша Заграничная Церковь также надеется найти здесь покровительство и защиту для своей собственной свободы. Она хранит бережно этот светильник не только для себя, но и для всей гонимой ныне Русской Церкви, неотъемлемой органической частью которой она всегда считала и считает себя.

В то время, как в нашем Отечестве попирается доныне свобода веры и нравственная правда, Зарубежная Церковь высоко держит свое святое знамя, не склоняя его перед красным драконом и следуя священным для нее заветам Святейшего Патриарха Тихона и бесчисленного сонма наших священномучеников и мучеников, благословение которых она чувствует над собою.

Чем более она ревнует о торжестве Христовой правды, тем более отвратительным является для нее облик коммунизма, как воплощения всякой лжи и неправды, как сатанинского начала, восстающего против всякого бога и чтилища, как религии зла, имеющего свои непреложные догматы, своих пророков и свой культ, установленный для созданных им кумиров. Напряженная непримиримая борьба с ним наполняет все тридцать лет ее существования.

Поскольку нынешний Московский Патриарх, и другие высшие иерархи Церкви в России остаются тесно связанными с безбожной советской властью и являются ее пособниками в ее преступной деятельности, направленной к разрушению царства Божия на земле, наша Зарубежная Церковь остается по прежнему вне всякого общения с ними, моля Господа только о том, чтобы Он просветил их духовные очи и отвратил их от того погибельного пути, на который они стали сами и влекут свою паству.

В тоже время мы, ее смиренные служители, лобзаем исповеднический подвиг Тайной или так называемой Катакомбной Церкви, будет ли она находиться в пропастях земли или скрываться в недрах самого Русского народа, храня тайну веры в чистой совести и борясь с ложью, распространяемой большевистской властью и предавшимися ей русскими епископами и клириками.

Русская Зарубежная Церковь находится в единении, любви и молитве и со всеми другими Православными Церквами, сохранившими верность апостольскому преданию, к какому бы народу их члены ни принадлежали. Тем более она хотела бы хранить единение духа в союзе мира с чадами единой нашей матери Русской Церкви за рубежом, стараясь преодолеть существующие между ними временные юрисдикционные разделения. Прибывши в Америку, иерархи Зарубежной Церкви, объединенные вокруг Архиерейского Заграничного Синода, поспешили протянуть руку любви и мира вновь избранному главе Американской Митрополии Высокопреосвященнейшему Митрополиту Леонтию и другим епископам, собравшимся на 8-й Всеамериканский собор, и нам отрадно было видеть, что эта рука не была отвергнута, но принята с такой же искренней ответной любовью и миром. Братская дружественная встреча епископов одной и другой юрисдикции, мы надеемся, положит конец существовавшему до сих пор печальному церковному разделению между ними.

По особым условиям местной общей и церковной жизни и под влиянием некоторых особенностей внутреннего строя, возникших в одной и другой церковной организации в период их разобщения между собою, они пока не могут слиться воедино, как это было до 1946 года, но, во всяком случае, обе юрисдикции выразили искреннюю добрую волю к мирному сосуществованию и сотрудничеству между собою с тем, чтобы все могущие встретиться на этом пути недоразумения могли мирно разрешаться посредством братского обмена мнений между представителями одной и другой стороны. Будем просить Начальника мира, чтобы Он благословил и упрочил этот мир во славу Божию и ко благу страждущей Русской Церкви. Нам не тесно на этой обширной и часто не вполне еще возделанной ниве, на которую нас призвал Господь, и куда не перестают приливать новые волны наших соотечественников со всех концов мира. Будем бодрствовать над ними, утверждая и охраняя их на путях Православия, и свидетельствовать величие и силу нашей веры пред всеми, кто будет вопрошать нас о нашем уповании.

Перед нашей Церковью открываются здесь великие задачи в связи с переживаемыми ныне апокалипсическими знамениями времени.

В предчувствии страшных бедствий, грядущих на вселенную от распространения повсюду смертоносного коммунистического растления, все народы, сохранившие ясный государственный смысл и хотя бы некоторую искру религиозной веры, стремятся ныне объединиться между собою, в новый священный союз для совместного противодействия яростным натискам объединенного коммунизма и для спасения христианской культуры. Им на помощь должна придти Церковь, таящая в себе неиждиваемые благодатные силы добра, правды и мира на земле.

Храня непоколебимо основы своей Православной веры, мы не должны бояться вступать в сотрудничество с другими христианскими исповеданиями, поскольку их усилия направлены ныне к ниспровержению общего врага. Именно Америка, вмещающая в себе столько христианских исповеданий, из которых многие хранят в себе еще неизрасходованную энергию борьбы за исповедание, в котором они родились и выросли, таит в своих недрах могущественную потенциальную силу для сопротивления коммунистическому злу, противному всем божеским и человеческим законам и самой природе.

Неудивительно, что на нее с надеждой обращены ныне взоры всего мира. И мы, которых она приютила под своим покровом, будем черпать от нее запас новых сил для укрепления в этой мировой брани, которую мы начали ранее других и непрерывно ведем в течении уже более 30-ти лет. Стараясь взять от этого великого народа, среди которого мы живем, все лучшее и достойное подражания, будем, однако помнить, что каждая нация имеет свое особое призвание от Бога. Творец не обидел нас своею милостью, даровав нам свои особые, по преимуществу духовные, творческие таланты, оплодотворенные благодатью Церкви. Будем же возделывать и умножать их и на чужой земле, которая однако всегда умела ценить их. выдвигая наших ученых и других одаренных наших соотечественников на такие места, где они не только могли бы с пользою для дела и этой страны применять свои знания, но и получили бы широкие возможности для дальнейшего развития своих дарований во благо всего человечества. Видя вокруг себя блеск современной технической культуры и расцвет земного благополучия, не будем переоценивать их значения и увлекаться ими в ущерб благам и нетленным ценностям, к которым издавна тяготел наш Русский православный народ и о которых, быть может, напоминает нам Бог самыми нашими страданиями и лишениями и указанным нам странническим жребием на земле.

Образ нашей страдающей Родины, облитый ее слезами и кровью, да не меркнет никогда перед нашими очами, пробуждая в нас неугасимую любовь и сострадание к ней и возгервая в нас пламень молитвы об ее возрождении. В те страшные дни, когда мир, стоя на краю бездны, готовой поглотить его, охвачен великими тревогами, будем просить всеблагого Господа, чтобы Он сжалился над нами и не погубил нас со беззакониями нашими, но даровал нам дух покаяния и смирения сердца, дабы, очищенные своими страданиями, мы стали непорочными перед Ним и обрели у Него благодать, милость и мир, в которых так нуждается современное человечество.

С утешением оглядываясь ныне на наши соборные деяния, мы приносим нашу усердную благодарность Небесному Кормчему Церкви, Который помог нам до конца провести наше соборное делание в духе братской любви и единомыслии, и призываем Его небесное благословение на всех, кто своею жертвенностью и особенной преданностью Церкви и крепким стоянием в истине постоянно способствовал успеху этого святого дела…”

(Архиеп. Виталий. Мотивы моей жизни).

1950: В декабре в Нью Йорке был созван 8-й Всеамериканский Собор Американской Митрополии, на котором почти единогласно новым предстоятелем Церкви был выбран архиеп. Чикагский Леонтий (Туркевич). Родом с Волыни, из вдовых священников. В Америке служил с 1906 г., был сотрудником свят. патр. Тихона (Белавина), возглавлял созданную святейшим в 1912 г. семинарию в Миннеаполисе. Перед епископством был настоятелем Св. Николаевского собора в Нью Йорке. Хиротонисан во епископа в 1933 г.

1950: В декабре Леснинский женский монастырь перебрался из Сербии во Францию. Монастырь был основан св. Иоанном Кронштадским и после революции переехал из России в Сербию.

1950: 11 декабря в официальном журнале “флоринцев” “Голос Православия” митр. Хризостом Флоринский писал: “…мы, несмотря на жестокое гонение, которое против нас организовала новшествующая Иерархия, избегли в начале из уважения к значению Церкви провозгласить её раскольнической в церковной энциклике, в то время, как она объявила нас на суде раскольниками,осудив наших епископов Мегариды и Диавлии, чтобы оправдать решение о их низвержении. Но, когда мы увидели, что правящий Синод решил, вопреки всяким священным канонам и вековой практике Церкви, считать таинства нас, истинных православных, недействительными, и что это повторяется без страха Божия, дабы нарушить авторитет таинств, тогда и мы, защищаясь, выпустили эту энциклику, чтобы успокоить встревоженную совесть нашего стада, а не ради присвоения имущества монастыря в Кератее… “. (”Голос Православия” в декабре 1950).

1950: Румынский Патриарх предоставил своей епархии в Америке автономию.

1950: В Варшаве была открыта Дух. Семинария.

Действия с Документом


Навигатор по православному интернету | Рукописные иконы, иконы на заказ, мерные иконы

Сайт существует при поддержке: Увлекательные и веселые осенние каникулы в оздоровительном детском лагере. | Промышленные выставки на портале PromPortal.su | Строительный портал StroyBoard.su | Портал промышленного оборудования EquipTorg.ru | BOGE Kompressoren: винтовые компрессоры | Популярные диеты в том числе постные | Портал недвижимости Domoved.su: адреса, предложения, цены |

Просим, по возможности, поддержать наш сайт



Авторы


и другие




БЛАГОСФЕРА

ДРУЗЬЯ



Энциклопедия православного христианина


А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 


Кольцо Патриотических Ресурсов

Материалы интернет-журнала "Русская неделя" и материалы форума Вы можете цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению. При этом ссылка на сайт журнала Русская неделя обязательна. Таковы сложившиеся правила и нормы приличия в Русской части интернета.

© Культурный центр "Русская неделя" 2006 год от Р.Х. e-mail:info@russned.ru

Разработка сайта — ООО Институт геоинформационных систем"